Windows для профессионалов

       

Создание инверсных семафоров и типов данных, безопасных в многопоточной среде


Как-то ряз я писал одну программу, и мне понадобился объект ядра, который вел бы себя прямо противоположно тому, как ведет себя семафор. Мне нужно было, чтобы он переходил в свободное состояние, когда его счетчик текущего числа ресурсов обнуляется, и оставался в занятом состоянии, пока значение этого счетчика больше 0.

Я мог бы придумать много применений такому объекту. Например, потокдолжсн пробудиться после того, как определенная операция будет выполнена 100 раз. Чтобы осуществить это, нужен объект ядра, счетчик которого можно было бы инициализировать этим значением. Пока он больше 0, объект остается в занятом состоянии. По окончании каждой операции Вы уменьшаете счетчик в объекте ядра на 1. Как только счетчик обнуляется, объект переходит в свободное состояние, сообщая другому потоку, что тот может пробудиться и чем-то заняться. Это типичная задача, и я не понимаю, почему в Windows нет подходящего синхронизирующего объекта.

В сущности, Microsoft могла бы легко решить эту задачу, предусмотрев в семафоре возможность присвоения отрицательных значений его счетчику текущего числа ресурсов. Тогда Вы инициализировали бы счетчик семафора значением -99 и по окончании каждой операции вызывали бы ReleaseSemaphore. Как только его счетчик достиг бы значения 1, объект перешел бы в свободное состояние. После этого мог бы пробудиться другой Ваш поток и выполнить свою работу. Увы, Microsoft запрещает присвоение счетчику семафора отрицательных значений, и вряд ли здесь что-то переменится к обозримом будущем.

В этом разделе я познакомлю Вас со своим набором С++-классов, которые действуют как инверсный семафор и делают уйму всяких других вещей. Исходный код этих классов находится в файле Interlocked.h (см листинг на рис. 10-2).

Когда я впервые взялся за решение этой проблемы, я понимал, что главное в нем — обеспечить безопасность манипуляций над переменной в многопоточной среде. Я хотел найти элегантное решение, которое позволило бы легко писать код, ссылающийся на эту переменную.
Очевидно, что самый простой способ обезопасить какой-то ресурс от повреждения в многопоточной среде, — защитить его с помощью критической секции. В С++ это можно сделать без особого труда. Достаточно создать C++ класс, который содержит защищаемую переменную и структуру CRITICAL_SECTION. В конструкторе Вы вызываете lnitializeCriticalSection, а в деструкторе — DeleteCritical Section. Затем для любой переменной-члена Вы вызываете EnterCriticalSection, что-то делаете с этой переменной и вызываете LeaveCriticalSection. Если Вы именно так реализуете С++-класс, то писать безопасный код, обращающийся к какой-либо структуре данных, будет несложно. Этот принцип положен мной в основу всех С++-классов, о которых я буду рассказывать в данном разделе. (Конечно, вместо критических секций я мог бы использовать оптекс, рассмотренный в предыдущем разделе.)

Первый класс, CResGuard, охраняет доступ к ресурсу. Он содержит два элемента данных: CRITICAL_SECTION и LONG. Последний используется для слежения за тем, сколько раз поток, владеющий ресурсом, входил в критическую секцию. Эта информация полезна при отладке. Конструктор и деструктор объекта CResGuard вызывают сответственно InitializeCriticalSeclion и DeleteCriticalSection. Поскольку создать объект может лишь единственный поток, конструктор и деструктор какого-либо С++-объекта не обязательно должен быть реентерабельным. Функция-член IsGuarded просто сообщает, была ли хоть раз вызвана EnterCriticalSection для данного объекта. Как я уже говорил, все это предназначено для отладки. Включение CRITICAL_SECTION в C++ объект гарантирует корректность инициализации и удаления критической секции.

Класс CResGuard также включает открытый вложенный С++-класс CGuard. Объект CGuard содержит ссылку на объект CResGuard и предусматривает лишь конструктор и деструктор. Конструктор обращается к функции-члену Guard класса CResGuard, вызывающей EnterCriticalSection, а деструктор — к функции-члену Unguard того же класса, вызывающей LeaveCriticalSection.


Такая схема упрощает манипуляции с CRITICAL_SECTION. Вот небольшой фрагмент кода, иллюстрирующий применение этих классов:

struct SomeDataStruct
{
...
} g_SomeSharedData;



// Создаем объект CResGuard, защищающий g_SomeSharedData.
// Примечание: Конструктор инициализирует критическую секцию, а деструктор удаляет ее.

CResGuard g_rgSomeSharedData;

void AFunction()
{

// эта функция работает с разделяемой структурой данных

// защищаем ресурс от одновременного доступа со стороны нескольких потоков
CResGuard::CGuard gDummy(g_rgSomeSharedData);
// входим в критическую секцию

// работаем c ресурсом g_SomeSharedData

...

}
// Примечание: LeaveCriticalSection вызывается, когда gDummy
// выходит за пределы области видимости

Следующий С++-класс, CInterlockedType, содержит все, что нужно для создания объекта данных, безопасного в многопоточной среде. Я сделал CInterlockediype классом шаблона, чтобы его можно было применять для любых типов данных. Поэтому Вы можете использовать его, например, с целочисленной переменной, строкой или произвольной структурой данных.

Каждый экземпляр объекта CInterlockedType содержит два элемента данных. Первый - это экземпляр шаблонного типа данных, который Вы хотите сделать безопасным в многопоточной среде. Он является закрытым, и им можно манипулировать только через функции-члены класса CInterlockedType. Второй элемент данных представляет собой экземпляр объекта CResGuard, так чго класс, производный от CInterlockedType, может легко защитить свои данные.

Предполагается, что Вы всегда будете создавать свой класс, используя класс CInterlockedType как базовый. Ранее я уже говорил, что класс CInterlockedType предоставляет все необходимое для создания объекта, безопасного в многопоточной среде, но производный класс должен сам позаботиться о корректном использовании элементов CInterlockedType.

Класс CInterlockedType содержит всего четыре открытые функции - конструктор, инициализирующий объект данных, и конструктор, не инициализирующий этот объект, а также виртуальный деструктор, который ничего не делает, и оператор приведения типа (cast operator).


Последний просто гарантирует безопасный доступ к данным, охраняя ресурс и возвращая текущее значение объекта. (Ресурс автоматически разблокируется при выходе локальной переменной x за пределы ее области видимости.) Этот оператор упрощает безопасную проверку значения объекта данных, содержащегося в классе.

В классе CInterlockedType также присутствуют три невиртуальные защищенные функции, которые будут вызываться производным классом. Две функции GetVal возвращают текущее значение объекта данных. В отладочных версиях файла обе эти функции сначала проверяют, охраняется ли объект данных. Если бы он не охранял ся, GetVal могла бы вернуть значение объекта, а затем позволить другому потоку изменить его до того, как первый поток успеет что-то сделать с этим значением. Я предполагаю, что вызывающий поток получает значение объекта для того, чтобы как-то изменить его. Поэтому функции GetVal требуют от вызывающего потока охраны доступа к данным. Определив, что данные охраняются, функции GetVal возвращают текущее значение.

Эти функции идентичны с тем исключением, что одна из них манипулирует константной версией объекта. Благодаря зтому Вы можете без проблем писать код, работающий как с константными, так и с неконстантными данными.

Третья невиртуальная защищенная функция-член — SetVal. Желая модифицировать данные, любая функция-члсн производного класса должна защитить доступ к этим данным, а потом вызвать функцию SetVal. Как и GetVal, функция SetVal сначала проводит отладочную проверку, чтобы убедиться, не забыл ли код производного класса защитить доступ к данным. Затем SetVal проверяет, действительно ли данные изменяются. Если да, SetVal сохраняет старое значение, присваивает объекту новое значение и вызывает виртуальную защищенную функцию-члеи OnValChanged, передавая ей оба значения. В классе CInterlockedType последняя функция реализована так, что она ничего не делает. Вы можете использовать эту функцию-член для того, чтобы расширить возможности своего производного класса, но об этом мы поговорим, когда дойдем до рассмотрения класса CWhenZero.



До сих пор речь шла в основном об абстрактных классах и концепциях. Теперь посмотрим, как пользоваться этой архитектурой на благо всего человечества. Я представлю Вам CInterlockedScalar — класс шаблона, производный от CInterlockedType. С его помощью Вы сможете создавать безопасные в многопоточной среде скалярные (простые) типы данных — байт, символ, l6-, 32- или 64-битное целое, вещественное значение (с плавающей точкой) и т. д. Поскольку CInterlockedScalar является производным от класса CInrerlockedType, у него нет собственных элементов данных. Конструктор CInterlockedScalar просто обращается к конструктору CInterlockedType, передавая ему начальное значение объекта скалярных данных Класс CInterlockedScalar работает только с числовыми значениями, и в качестве начального значения я выбрал нуль, чтобы наш объект всегда создавался в известном состоянии. Ну а деструктор класса CInterlockedScalar вообще ничего не делает.

Остальные функции-члены класса CInterlockedScalar отвечают за изменение скалярного значения. Для каждой операции над ним предусмотрена отдельная функция член. Чтобы класс CInterlockedScalar мог безопасно манипулировать своим объектом данных, все функции-члены псрсд выполнением какой-либо операции блокируют доступ к этому объекту. Функции очень просты, и я не стану подробно объяснять их; просмотрев исходный код, Вы сами поймете, что они делают. Однако я покажу, как пользоваться этими классами. В следующем фрагменте кода объявляется безопасная в многопоточной среде переменная типа BYTE и над ней выполняется серия операций:

CInterlockedScalar<BYTE> b = 5, // безопасная переменнан типа BYTE

BYTE b2 = 10; // небезопасная переменная типа BYTF

b2 = b++; // b2=5, b=6

b *= 4; // b=24

b2 = b, // b2=24, b=24

b += b; // b=48

b %= 2; // b=0

Работа с безопасной скалярной переменной также проста, как и с небезопасной. Благодаря замещению (перегрузке) операторов в С++ даже код в таких случаях фактически одинаков! С помощью С++-классов, о которых я уже рассказал, любую небезопасную переменную можно легко превратить в безопасную, внеся лишь минимальные изменения в исходный код своей программы.



Проектируя все эти классы, я хотел создать объект, чье поведение было бы противоположно поведению семафора. Эту функциональность предоставляет мой C++ класс CWhenZero, производный от CInrerlockedScaIar Когда скалярное значение равно 0, объект CWhenZero пребывает в свободном состоянии, а когда оно не равно 0 — в занятом.

Как Вам известно, С++-объекты не поддерживают такие состояния — в них могут находиться только объекты ядра. Значит, в CWhenZero нужны дополнительные элементы данных с описателями объектов ядра "событие". Я включил в объект CWhenZero два элемента данных: m_hevtZero (описатель объекта ядра "событие", переходящего в свободное состояние, когда объект данных содержит нулевое значение) и m_hevtNotZero (описатель объекта ядра "событие", переходящего в свободное состояние, когда объект данных содержит ненулевое значение).

Конструктор CWhenZero принимает начальное значение для объекта данных, а также позволяет указать, какими должны быть объекты ядра "событие" — со сбросом вручную (по умолчанию) или с автосбросом. Далее конструктор, вызывая CreateEvent, создает два объекта ядра "событие" и переводит их в свободное или занятое состоя ние в зависимости от того, равно ли нулю начальное значение. Деструктор CWhenZero просто закрывает описатели этих двух объектов ядра. Поскольку CWhenZero открыто наследует от класса CInterlockedScalar, все функции-члены перегруженного опера тора доступны и пользователям объекта CWhenZero.

Помните защищенную функцию-член OnValChanged, объявленную внутри класса CInterLockedType. Так вот, класс CWhenZero замещает эту виртуальную функцию. Она отвечает за перевод объектов ядра "событие" в свободное или занятое состояние в соответствии со значением объекта данных. OnValChanged вызывается при каждом изменении этого значения. Ее реализация в CWhenZero проверяет, равно ли нулю новое значение. Если да, функция устанавливает событие m_hevtZero и сбрасывает событие m_hevtNotZero.


Нет — все делается наоборот. Теперь, если Вы хотите, чтобы поток ждал нулевого значения объекта данных, от Вас требуется лишь следующее:

CWhenZero<BYTE> b = 0; // безопасная переменная типа BYTE

// немедленно возвращает управление, так как b равна 0
WaitForSingleObject(b, INFINITE);

b = 5;

// возвращает управление, только если другой поток присваивает D нулевое значение
WaitForSingleObject(b, INFINITE);

Вы можете вызывать WaitForSingleObject именно таким образом, потому что класс CWhenZero включает и функцию-член оператора приведения, которая приводит объект CWhenZero к типу HANDLE объекта ядра. Иначе говоря, передача С++-объекта CWhenZero любой Windows-функции, ожидающей HANDLE, приводит к автоматическому вызову функции-члена оператора приведения, возвращаемое значение которой и передастся Windows-функции. В данном случае эта функция-член возвращает описатель объекта ядра "событие" m_hevtZero.

Описатель события m_hevtNotZero внутри класса CWhenZero позволяет писать код, ждущий ненулевого значения объекта данных. К сожалению, в класс нельзя включить второй оператор приведения HANDLE — для получения описателя m_hevtNotZero. Поэтому мне пришлось добавить функцию-член GetNotZeroHandle, которая используется так.

CWhenZero<BYTE> b = 5; // безопасная переменная типа BYTE

// немедленно возвращает управление, так как b не равна 0
WaitForSingleObject(b GetNotZeroHandle(), INFINITE);

b = 0,

// возвращает управление, только если другой поток присваивает b ненулевое значение WaitForSingleObject(b.GetNotZeroHandle(), INFINITE);


Содержание раздела